Музей Фаберже |
Адрес: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 21.
Ближайшая станция метро: м. Гостиный двор / м. Маяковская.
Режим работы: ежедневно с 10:00 - 21:00.
Музей Фаберже
Шуваловский дворец, в котором сегодня располагается Музей Фаберже, был возведен в конце правления Екатерины II на берегу реки Фонтанки, отмечавшей в то время границу Санкт-Петербурга. Первыми владельцами дворца были граф и графиня Воронцовы. В 1799 году дворец выкупает супруга гофмейстера Д.Л. Нарышкина - Мария Антоновна. Во дворце Нарышкиных, славившемся собранием произведений искусства, а также празднествами и концертами, бывали А. Пушкин, П. Вяземский, И. Крылов, Н. Карамзин, К. Брюллов и сам император Александр I.
Именно здесь 29 апреля 1834 года в день совершеннолетия наследника престола Александра Николаевича (будущего императора Александра II) петербургским дворянством был дан знаменитый бал. Специально к этим торжествам, чтобы разместить чуть менее, чем полутора тысяч гостей, на месте внутреннего двора А.П. Брюлловым был возведен временный деревянный павильон и прорублены проходы в соседний дом Абазы.
В 1844 году в связи с предстоящей свадьбой наследницы дома Софьи Львовны Нарышкиной и Петра Павловича Шувалова архитекторами Бернаром де Симоном и Николаем Ефимовичем Ефимовым началась перестройка дворца в неоренессансном стиле. Свадьба состоялась в 1846 году, открыв "Шуваловский" период жизни дворца.
Последние владельцы дворца - Павел Петрович Шувалов и его супруга Елизавета Владимировна, урожденная Барятинская, - дополнили унаследованное от Нарышкиных собрание предметов искусства блестящей художественной коллекцией.
В начале Первой мировой войны Е.В. Шувалова тщательно спрятала картины и предметы декоративно-прикладного искусства в многочисленных техниках, а сам дворец отдала под лазарет для раненых.
1 августа 1918 года дворец был национализирован, и с 1919 по 1925 год там располагался Музей дворянского быта, экспозиция которого была максимально приближена к жилой обстановке дворца при последних Шуваловых. Впоследствии художественные коллекции передали в Музейный фонд и распределили между российскими музеями.
В 1927-1929 годах во дворце Нарышкиных-Шуваловых находился Дом печати, затем Дом инженерно-технического работника, в 1930-е годы - проектные организации, а с 1941 года - штаб МПВО (местной противовоздушной обороны).
В годы блокады Ленинграда от обстрелов и бомбежек дворец подвергся значительным разрушениям. Прямым попаданием фугасной бомбы был разрушен до основания трехэтажный дворовый флигель. Еще больший ущерб причинила зажигательная бомба, пробившая крышу и упавшая на чердак над Александровским залом. Начался пожар, пламя охватило деревянные конструкции и чердачные перекрытия, обрушилась кровля и потолок с уникальной росписью Д. Скотти.
В 1963 году было принято решение об открытии в Шуваловском дворце Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран. Дворец почти 30 лет существовал без капитального ремонта и постепенно разрушался.
Дабы сохранить этот памятник архитектуры, в 2006 году Правительство Санкт-Петербурга передало Шуваловский дворец в аренду на 49 лет Культурно-историческому фонду "Связь времен". С 2006 по 2013 год в нем велись сложнейшие реставрационные работы, позволившие вернуть дворцу былое великолепие.
19 ноября 2013 года на набережной реки Фонтанки, 21, открылся Музей Фаберже, представивший жителям и гостям Санкт-Петербурга уникальную возможность познакомиться с выдающимся собранием фонда "Связь времен".
История собрания
В феврале 2004 года российский предприниматель Виктор Вексельберг приобрел знаменитую коллекцию изделий фирмы Фаберже, принадлежавшую семье американского медиамагната Малкольма Форбса. Коллекция насчитывала более 200 предметов, включая 9 уникальных пасхальных яиц, созданных Карлом Фаберже для двух последних русских императоров. Увлеченно собиравший Фаберже на протяжении 25 лет, Малкольм Форбс умер в 1990 году, и его наследники в конце концов приняли решение расстаться с коллекцией. На апрель 2004 года были назначены специальные торги Сотбис, в результате которых коллекция Форбса оказалась бы распродана по частям. Приобретение столь ценной коллекции одним покупателем стало беспрецедентным событием на мировом арт-рынке. Так было положено начало созданию первого в стране музея, посвященного великому русскому ювелиру Карлу Фаберже.
Для возвращения в Россию коллекции Форбса, а затем и других некогда утраченных культурных ценностей, был учрежден Культурно-исторический фонд «Связь времен». Перед фондом были поставлены задачи по дальнейшему формированию собрания будущего Музея Фаберже, организации временных выставок в целях его популяризации, а также поиск и подготовка здания для размещения в нем постоянной экспозиции музея.
В течение десяти лет фонд «Связь времен» отслеживал появление шедевров русского ювелирного искусства по всему миру – в Европе, Азии, Северной и Южной Америках. Все это время им велась активная работа с аукционными домами, экспертами и профильными журналами; для будущего музея приобретались произведения Фаберже и других знаменитых русских ювелиров XIX – начала XX века.
В результате проделанной работы Фонду удалось сформировать не имеющее аналогов собрание русского ювелирного искусства. В его центре – крупнейшая в мире коллекция изделий фирмы Фаберже, насчитывающая более 1000 единиц хранения. Надо отметить не только высочайшее качество входящих в нее предметов, но и их типологическое разнообразие. В коллекции представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже, известная своей разносторонностью: так называемые фантазийные предметы, ювелирные украшения и аксессуары, парадное серебро, драгоценная галантерея и интерьерные вещи. Конечно, ценнейшую ее группу составляют уникальные пасхальные яйца, девять из которых были созданы Фаберже по заказам Александра III и Николая II. По своей культурно-исторической значимости эти пасхальные подарки, предназначенные для императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, стоят особняком. В коллекции музея, однако, есть немало других драгоценных предметов, связанных с историей Дома Романовых: как вещей личного обихода, так и официальных «кабинетских» подарков, поднесенных выдающимся людям того времени от лица русского императора.
Императорские подарки представлены в собрании музея не только изделиями фирмы Фаберже – музей обладает замечательной коллекцией золотых подносных коробок XVIII–XIX веков, украшенных миниатюрными портретами Романовых, начиная с Петра Великого.
Еще одна важнейшая часть собрания музея – коллекция русских эмалей, созданных ведущими русскими ювелирными фирмами второй половины XIX – начала XX века – П. Овчинникова, И. Хлебникова, А. Кузмичёва, братьев Грачёвых и многими другими. Отдельного упоминания достойна крупнейшая, насчитывающая более 100 предметов, музейная коллекция изделий Федора Рюкерта – выдающегося московского мастера художественной эмали, сотрудничавшего с фирмой Фаберже.
Русское ювелирное искусство эпохи Фаберже не было бы всесторонне представлено, если бы музей не обладал ценнейшей коллекцией русских икон, драгоценные оклады которых также выполнены лучшими ювелирами того времени.
Музей Фаберже официально открылся 19 ноября 2013 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге, став первым в России негосударственным музеем, чье собрание несомненно имеет как национальное, так и мировое значение.